Частное лицо года – водители-дальнобойщики
В 2015 г. российское правительство впервые со времен монетизации льгот столкнулось с серьезными протестами против принятого им экономического решения – запуска системы сбора платы за проезд тяжелых грузовиков. Власть старалась обращать на них поменьше внимания, чего нельзя сказать об обывателях – пикеты обсуждают в магазинах и ресторанах, пенсионеры и студенты.
Проект без конкурса получила компания РТИТС, которая теперь принадлежит Игорю Ротенбергу и структуре «Ростеха». Изначально конкурс, правда, планировался, но от него отказались после вмешательства гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова. От государства РТИТС будет получать 10,6 млрд руб. в год (почти половина индексируется на инфляцию) – это более четверти планируемых сборов в 2016 г.
Запуск «Платона» далеко не самое серьезное экономическое решение, но его форма удивительно точно отражает традиции и обычаи российской власти – принятие решений в пользу близких ей бизнесменов и госструктур без серьезного экономического обоснования, с неочевидной пользой для экономики и очевидной пользой для получающих госденьги. Но эта привычная для чиновников и бизнеса система вызвала отторжение у никогда не задумывавшихся о ней водителей.
Изначально дальнобойщики просто не хотели платить за то, что всегда было бесплатным, особенно учитывая, что они и так вносят свой вклад в финансирование дорог в виде акциза и транспортного налога. И, конечно, их протест не был протестом против власти и единственного ее носителя в России. Но понемногу водители начинают догадываться, насколько доселе не известные им «Ротенберги» и «Чемезовы» близки к этой власти, – что отбрасывает тень на святость ее носителя. А протест дальнобойщиков начинает обретать признаки организованного – с координаторами и ячейками. И следящие за их акциями обыватели тоже начинают понимать особенности этой вертикали власти и бизнеса.
Источник: http://zventasventana.ru
|