Интеллектуальные транспортные системы и умные дороги
Искусственный интеллект - понятие, свойственное не только роботам и дронам из недалекого будущего. «Умными», например, вполне могут оказаться и обычные дороги. Поразмыслим, насколько такое «светлое будущее» возможно у нас в России
Сначала, собственно, о заставившем нас заговорить на эту тему поводе. В Санкт-Петербурге завершилась хоть и отраслевая, но весьма любопытная международная конференция, предметом которой стали так называемые умные дороги. Говоря языком документов, специалистами обсуждались «роль и место интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в сети платных автомобильных дорог России». То есть участники форума пытались понять, насколько реально в нашей стране создание магистралей беспрепятственного движения, потоками на которых можно управлять в автоматическом режиме. Как в условиях наших реалий оптимально использовать данные мониторинга? Конвертировать их в мгновенную оплату проезда или в своевременное оповещение участников движения об изменении ситуации с помощью всех современных технических средств? А может, и то и другое? Автоматизация — дело, казалось бы, полезное для всех, для водителей и самих дорожников, но, оказывается, проблемы с развитием ИТС вовсе не упираются в традиционные вопросы поиска финансирования. Что же касается технологической стороны, то сегодня в России уже существуют компании, способные воплотить светлое будущее в жизнь.
Говорить нам пока приходится лишь о концепции ИТС для платных дорог. Увы, лишь такая схема позволяет реализовать требуемые технические решения на практике. Что же такое «умная дорога»? Представьте себе сеть скоростных трасс, пусть платных, но с бесперебойным движением. Шлагбаумы на пунктах оплаты проезда — вчерашний день. В России их только начали ставить, но, по сути, их уже пора сносить. Очереди на «платниках» дискредитируют саму их идею, поэтому будущее — за ИТС, когда плата собирается в автоматическом режиме по цепочке: считывание номера, списание платы со счета и заодно административный контроль оплаты при выезде с платного участка. Автомобили мчатся вперед, не задерживаясь в пробках у шлагбаумов. Зачем же тормозить, когда знаешь наперед, что ждет тебя впереди? О погоде, ДТП, наличии впереди той или иной дорожной инфраструктуры информирует «умная дорога». Делается это не только с помощью электронных информационных табло, какие у нас уже попадаются на федеральных трассах, но и другими способами. Например, с помощью мобильных приложений для смартфонов либо просто по радио. В России, кстати, даже появилась специальная радиостанция «Страна». ГК «Автодор» запустила ее вещание в FM-диапазоне вдоль подведомственной госкомпании трасс. Ну не красота ли?
Впрочем, если вы думаете, что вся описанная нами идиллическая картина дорожного рая легко станет реальностью, то вы ошибаетесь. Это стало понятно из обсуждаемых на конференции в Питере вопросов. Оказалось, что транспондеры вовсе не решают проблему пробок на «платниках». Чтобы пробраться к считывающему устройству, нужно отстоять в заторе вместе со всеми. А это означает, что «контактные» способы оплаты проезда нужно убирать, заменив их на считывающие номерные знаки стационарные рамки или мобильные передвижные сканеры. Но и это лишь половина дела, поскольку сканеры должны работать в единой связке с программами не только автоматического взимания платы, но и с протоколами административного контроля, позволяющими наказывать нарушителей.
Словом, все это очень непросто реализовать в стране, где десятки тысяч населенных пунктов вообще не имеют подъездных дорог с твердым покрытием. К тому же системы современного оповещения в наших палестинах тоже ущербны. Покрытие мобильной связью вдоль федеральных трасс вдали от населенных пунктов оставляет, что называется, желать... Да взять тот же КоАП! В нашем Административном кодексе еще даже нет статьи, предусматривающей штраф за неуплату на платной дороге. И если, не ровен час, вы на приземистой Lamborghini проскочили под шлагбаум, не заплатив, привлечь вас к ответственности сегодня невозможно. Выходит, до тех пор, пока законодательство не поспевает за технологическим прогрессом, убирать шлагбаумы рановато.
Многие спросят, а существуют ли вообще «умные дороги» в природе? Существуют, и еще как. Например, в Венгрии. По основным магистралям, подобные которым у себя мы привыкли называть федеральными трассами, движение платное. Однако ни шлагбаумов, ни пропускных пунктов в Венгрии уже почти нет. Оплатить проезд транзитникам можно заранее через удобный и быстрый интернет-сайт, местные же пользуются транспондерами и считывающей системой. Специальные рамки получают сигнал транспондера либо сканируют номера, фиксируют факт проезда по трассе и передают команду фискальной автоматике, которая заглянет в виртуальный кошелек к водителю. Если же мошна пуста, ждите «письмо счастья». Конечно, это не дешево (скажем, без малого месяц перемещений на микроавтобусе по венгерским трассам обошелся в 35 евро), но зато быстро, просто и безопасно. Есть такие дороги и в других странах, даже в соседней Беларуси. А скоро, когда примут соответствующие поправки к КоАП, появятся и у нас. Первый кандидат — платный обход Одинцово в Московской области. Так что будем ждать. Деваться нам, похоже, все равно некуда...
Источник: http://zventasventana.ru
|