Удержание груза в случае неоплаты перевозки
Сейчас информация от автоперевозчиков по поводу задержек оплаты или неоплаты выполненной перевозки приобретает лавинообразный характер.
A) Даже добросовестные партнёры, не замеченные ранее в преднамеренных затягиваниях оплаты за перевозку, в неоплатах и мошенничестве, оказываются в сложных ситуациях (непроплаты по всей транспортно-логистической цепочке из-за кризисных явлений в экономике).
Б) Финансово несостоятельные «посредники» спекулируют на «кризисе» и используют любую возможность для того, чтобы «кинуть» перевозчика.
B) Всё чаще проявляются откровенно мошеннические схемы, организуемые мошенниками, выступающими в роли «экспедиторов».
Один из наиболее часто задаваемых в этой связи вопросов — как с этим бороться, и может ли грузоперевозчик удержать порученный к перевозке груз, если перевозка не оплачивается заказчиком.
Претензии и иски в транспортных обязательствах
В Гражданском кодексе (ГК) п. 3 ст. 790 предусмотрена легальная возможность борьбы с недобросовестными контрагентами перевозчика.
Однако при этом необходимо учитывать ряд нюансов, проистекающих, как обычно, из несовершенства и нестыковок действующего законодательства. Для железной дороги законодательство предусматривает один комплекс мер, для воздушного, водного транспорта - другие, для автоперевозок - третьи.
Рассмотрим проблему автоперевозчика на конкретных примерах.
Удержание груза недобросовестного заказчика/грузоотправителя очень хочется применить, если возникает просрочка платежа по данной перевозке. Перевозчик доставил груз из пункта А в пункт Б. Сдал грузополучаетелю. Грузополучатель сделал отметку в ТТН. Перевозчик отправил оригинал ТТН грузоотправителю. Грузоотправитель перевозку не оплачивает. Что может сделать грузоперевозчик в данной ситуации?
Уже, к сожалению, ничего. Груз удержать он не может - груз-то уже сдан.
Если у перевозчика есть обоснованные (или даже необоснованные) подозрения, что его могут «кинуть», удерживать груз на этом этапе он, по закону, не имеет права. Почему? Потому что нет факта невыполнения договорных обязательств: груз не сдан получателю, отметки в ТТН нет, оригинал не отправлен, заказчик разводит руками - на каком основании и что я должен тебе перечислять? Если перевозчик ставит машину на стоянку и информирует грузоотправителя - не выпущу, пока не будет денег, у грузоотправителя есть все основания заявлять в правоохранительные органы о том, что «перевозчик украл его груз!!!». Тупик.
Нет денег - нет груза!
ГК, и на это надо обратить особое внимание, дает право обеспечивать исполнение обязательств через удержание груза в случае случае «неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено». ( ст. 359 ГК).
То есть перевозчик может удержать груз только в том случае, если не выполняются условия договора между ним и грузоотправителем, в части (в нашем ситуации) оплаты перевозки.
Когда можно зафиксировать такой факт? Не влезая в юридические дебри, приведём опять же конкретную ситуацию.
У перевозчика заключен договор с клиентом (заказчиком, экспедитором, прямым грузоотправителем) на выполнение нескольких перевозок, или на срок один месяц/квартал и т.д.
Перевозчик выполнил один рейс, сдал груз, отправил ТТН заказчику. Выполнил второй рейс, третий, пятый, десятый. В этот период, в нарушение условий договора, заказчик допускает затягивает оплаты: прошла неделя, вторая, но деньги по ТТН №1,2,3... не перечислены.
В этом случае перевозчик, ссылаясь на пункты договора перевозки, ГК и УАТ, извещает заказчика, что «в связи с невыполнением условий договора на перевозку, заключенного между ХХХХХ и ZZZZZZZ, и в соответствии со ст. 760, 359, 360 Гражданского кодекса РФ, он, перевозчик удерживает груз в обеспечение исполнения заказчиком своих обязательств по оплате выполненных работ.
Едва ли есть смысл держать машину с грузом на стоянке? Чтобы максимально обезопасить себя, целесообразнее будет оформить груз на любой имеющийся рядом склад ответственного хранения, т.е. сдать его по договору на ответственное хранение. Для заключения договора со складом необходимо предоставить всё имеющуюся документацию: договор на перевозку, копии путевых листов, копии ТТН, банковские выписки (что деньги не приходили), копии переписки (если была) с заказчиком.
В извещении заказчику, который затягивает оплату рейса, необходимо указать, что его груз будет размещён на таком-то складе временного хранения, погрузочно-разгрузочные работы стоят столько-то, плата за хранение - столько-то. Груз можно (и, наверное, нужно) застраховать, указать сумму, обозначенную страховой компанией.
Всё это - серьёзная работа, потери нервов и времени. Однако при выполнении этих условий у вас остаётся шанс, что грузоотправитель предпримет все меры, чтобы не идти на дополнительные расходы, и оплатит вашу перевозку и понесённые к этому моменту ваши затраты (склад, страховка и т.п.), подтверждённые соответствующими документами. В крайнем случае вы действительно имеете право реализовать груз, компенсировать свои расходы, остаток вернуть грузоотправителю.
Есть долгосрочный договор - будут шансы
Ваши действия по удержанию груза за текущую перевозку (до момента возникновения факта невыполнения условий договора, задержки оплаты) не могут трактоваться однозначно в вашу пользу. Если вы перевозите грузы от заказчика Z по разовому договору-заявке, и в процессе перевозки до вас дошла информация от ваших коллег, что Z не проплачивает деньги за выполненные рейсы Иванову, Петрову, Пупкину, извещение заказчика об удержание вами перевозимого груза может иметь только некое морально-психологическое воздействие. Не более... Скажем, если перевозится какой-то срочный груз, не исключено, что заказчик из двух зол выберет меньшее - во избежание затягивания времени и серьёзных проблем со своими контрагентами отдаст вам ваши деньги. Может, конечно, и не отдать, и если в своей решимости «попугать» вы действительно примете какие-то конкретные шаги (закроете машину на стоянке), можете сами оказаться «под колпаком».
Но. Если вы (ваше предприятие) выполняет работы по долгосрочному договору, и есть факт неоплаты предыдущих рейсов, у вас есть реальное право удерживать груз.
Все другие варианты выходят за рамки существующего правового поля и чреваты для вас самыми неожиданными последствиями. Увы.
Для того, чтобы более полно представлять все юридическое тонкости, проконсультируйтесь с юристами на месте, распечатайте и внимательно проштудируйте ссылки на нормативно-правовые акты и комментарии к законодательству.
Источник: http://zventasventana.ru
|