ЗИЛ – ветеран автопрома
Самым старым российским автомобильным предприятием считается АМО ЗИЛ, основанный в 1916 году в дореволюционной России в рамках программы развития отечественного автопрома.
Предприятие переименовывалось восемь раз с момента основания и до 1996 года. Такие аббревиатуры как «АМО», «ЗИС», «ПО ЗИЛ», «1-й ГАЗ» принадлежат одному и тому же предприятию.
Первым автомобилем, который выпустил завод согласно контракта с итальянским «Фиат», стал грузовик-полуторатонник Fiat 15 ter.
Из-за произошедшей февральской и октябрьской революции, а затем и начавшейся гражданской войны, предприятие простаивало до 1923 года.
Советское правительство утвердило Госплан завода на производство собственных грузовых автомобилей.
Первым автомобилем стала модель АМО-Ф-15, прототипом которого послужил все тот же «Фиат». В день годовщины революции 7 ноября 1924 года первые 10 грузовиков парадной колонной прошли по Красной площади. Парад ознаменовал открытие советского кольцевого автопробега, который начинался и заканчивался в Москве и проходил через Тверь, Ленинград и Смоленск. Успешные результаты автопробега стали началом серийного производства первого советского грузовика.
С 1930 года на заводе происходит глобальная модернизация, разрабатывается и выходит в серию ЗИС-5, на базе которого уже в 1957 году выпускается ЗИЛ-164.
Знаменитый ЗИЛ-130 начинает выпускаться с 1963 года. В это же время компания приступила к разработкам первого бескапотного варианта грузового автомобиля.
Прототип и документальная база передается в Набережные Челны, где начинается выпуск КамАЗов.
На исходе 70-х годов на производстве наступил конструкторский кризис: флагманский «130-й» безнадежно устарел, а для разработки новой понадобилось время.
Только к 1984 году был сконструирован новый ЗИЛ-4331, который начали массово выпускать в период заката Союза.
С началом 2000-х годов, предприятие теряет обороты и погружается в кризис. Было несколько попыток наладить совместное производство грузовиков с концерном «Фиат» и с китайским производителем «Sinotruk», но в условиях падения экономики 2008-09 г.г. это стало нереально.
Несмотря на трудности заводом был освоен автомобиль ЗИЛ 5301(Бычок). Это довольно практичный грузовик, который имеет хорошую ремонтопригодность и дешевые запчасти.
В наше время ЗИЛы 130, 4331, 645 все еще активно эксплуатируются в народном хозяйстве. Несмотря на то. что выпуск некоторых моделей уже остановлен запчасти к ЗИЛам, всегда имеются в продаже.
На сегодняшний день часть территории предприятия отдана под застройку жилого микрорайона для сотрудников, производство сохраняется только на 1/6 площади бывшего советского гиганта. Основным направлением является выпуск грузовиков и автобусов.
Источник: http://zventasventana.ru
|