Какую музыку лучше слушать в дороге?
Одни из немногих художников, кому интересна публика - как эксперты, так и неофиты, - группа AES+F. Свою сольную выставку «001 Inverso Mundus» они представят на Венецианской биеннале -в атмосфере непреходящего карнавала.
Венецианская биеннале с каждым разом все больше напоминает Вудсток - толпы зрителей, непрекращающийся ни на секунду угар, неподдельный кайф от происходящего у всех и звезды - много звезд, каждая на своей сцене. На 56-ю Венецианскую биеннале ведущая московская галерея «Триумф» везет «001 Inverso Mundus» - премьеру нового проекта своих хедлайнеров, группы AES+F. В другом пространстве галерея представит работу известного дуэта из Краснодара Recycle Group, которые участвовали раньше в международном венецианском проекте Glasstress. AES+F в Венеции в пятый раз. Дважды их проекты украшали основную программу, они представляли и национальные павильоны - России (2007) и Венеции (2013). В 2015 году «Триумф» совместно с Музеем VITRARIA Glass+A подготовил для команды AES+F настоящий «сольник».
Дмитрий Ханкин - совладелец галереи «Триумф» и один из главных двигателей арт-процесса в стране - большой фанат рок-музыки и частый гость музыкального портала muzofon, ему и отвечать на вопрос, можно ли назвать современное искусство с его арт-группами рок-н-роллом нового века: «Конечно, можно, но лишь отчасти. Художественная группа - это союз индивидуальностей, как правило, временный. Как в рок-н-ролле или в том, что от него осталось». В случае великолепной четверки российской арт-сцены AES+F речь идет скорее о статусе «рок-легенд», чем о «временности». С момента их основания скоро будет 30 лет. Три буквы AES - архитекторы Татьяна Арзамасова, Лев Евзович и художник Евгений Святский - объединились в 1987 году, а в 1995-м к ним присоединился F - Владимир Фридкес: фотограф, без преуменьшения давший шанс на жизнь всему русскому глянцу.
Татьяна Арзамасова - первая буква - рассказывает про их творческий симбиоз не в первый раз: «AES+F- это один художник. Мы уже так долго работаем вместе, что стали одной творческой единицей. Наша стратегия - уменьшить себя, увеличив свой потенциал за счет объединения друг с другом. И неважно, кто автор идеи, кто жмет на кнопку, кто отвечает за связи с обществом». AES+F всегда одной рукой черпают вдохновение в истории искусства, а другой (даже несколькими) - связаны с социумом. Проект Inverso Mundus, или «Перевернутый мир», создан при поддержке Леонарда Блаватника (Blavatnik Family Foundation) и некоммерческой организации FAENA ART (Аргентина). Его идея отталкивается от одноименных гравюр, известных с XVI века парадоксальными сюжетами, высмеивающими нарушения естественного порядка вещей - рыба ловит на удочку рыбака, школяр порет розгой учителя и т.д. Идея перевернутого мира отлично подходит для аллегорического осмысления действительности, хотя не факт, что сегодня все перевернуто с ног на голову больше, чем обычно. Перевертышами наполнены работы Босха, Дали и других сюрреалистов. Даже у несюрреалиста Льва Толстого есть рассказ «Бабушка и внучка», в котором бабушка и внучка с годами полностью меняются ролями. Классический жизненный грустный сюжет. А веселый знаком всем с детства по Чуковскому: «Мыши кошку изловили, в мышеловку посадили». В своих все-наоборот-историях AES+F как всегда демонстрирует мультимедийный размах и сюжетную остроту. Их магнетичные видео обладают свойством удерживать зрительское внимание в разы дольше среднестатистического видеоарта. И за прекрасными движущимися фресками отчетливо слышны намеки на наши изъяны. AES+F, впрочем, отказывается от дидактической функции: «Художник никакой не учитель, и не стоит его воспринимать как культуртрегера. Публика не менее чувствительна, чем художник, - считает Арзамасова. - Я всегда говорю, что художник - это часть стаи. Он внутри и в то же время бежит немножко рядом и наблюдает». Может, в этом и заключается секрет успеха художника о четырех головах? Они в самом деле ощущают потребность быть услышанными и признают зрителя равным себе. «Каждая работа имеет свою поверхность кожи. Наша задача - сделать ее так, чтобы каждый посетитель, независимо от его культурного уровня - будь то человек с улицы или коллекционер, -почувствовал соприкосновение с ней. Мы обращаемся ко всем». Куратор выставки Эвальд Штастны, арт-директор музея VITRARIA Glass+A, представляющего выставку 001 Inverso Mundus. AES+F в Венеции, искренне поражен материалом, с которым имеет дело. Он говорит: «Открыв для себя мир AES+F, я будто дайвер погрузился в глубины барочной избыточности, технического совершенства, бесконечной фантазии, историй, идеограмм и метафор». Все так, но художники, говорящие на языке гламура, рискуют, как и рокеры во времена MTV, схлопотать ярлык «попса». AES+F, создающие настоящие глэм-блокбастеры, удостаиваются выставок в лучших музеях мира и застрахованы от нападок снобов авторитетным признанием. Дмитрий Ханкин убежден: «Ярлыки - это общее место, их следует игнорировать, так как те, кто их навешивает, вместе с их дешевым пафосом не стоят даже лишнего слова. А попадают AES+F, куда и должны попадать большие, оригинальные, самодостаточные художники». После перерыва в больших «концертах» AES+F «выступят» в пространстве бывших соляных складов на набережной Дзатте-ре, недалеко от Пунта делла Догана. А в начале 2016-го «Перевернутые миры» покажут в одном из главных музеев Москвы.
Источник: http://zventasventana.ru
|