«Камаз-мастер» готовится к новым соревнованиям
Спортивная команда «Камаз-мастер» готовится к новогодним праздникам. Нет, речь не об очередном корпоративе - в эти праздничные для всех нас дни гонщики из набережных челнов будут участвовать в сражениях на просторах Южной Америки и Африки
ВВЕДЕНИЕ В КУРС
«Добро пожаловать на борт!» — Эдуард Николаев застегивает шлем и захлопывает дверь кабины. Я занимаю место Евгения Яковлева, штурмана экипажа «боевого» КамАЗа. Автомобиль срывается с места и стремительно разгоняется на длинной прямой испытательного полигона. На экране штурманского терратрипа мелькают цифры: 135, 136, 137... И тут же слышу в наушниках шлема голос Эдуарда: «140, максималка!» 140 км/ч — скорость, максимально разрешенная для грузовиков по техническому регламенту «Дакара», хотя для гоночного КамАЗа и 160 км/ч не предел. «На этом прямике мы тестируем двигатели, — поясняет Николаев. — А вот сейчас держи шею». Попытка «держать шею» мало к чему приводит: голова, под противный хруст шейных позвонков болтается, словно у фарфорового болванчика. На этом участке полигона испытывается подвеска спортивных грузовиков, и об ощущениях от его прохождения хочется забыть как можно быстрее. Жесткие удары следуют один за другим, и моменты, когда автомобиль пролетает несколько метров по воздуху, воспринимаешь как благо. «Здесь придется потерпеть», — очередной комментарий Эдуарда не предвещает ничего хорошего. «А вот здесь, на прямой, можно расслабиться». Увы, этот участок «для релакса» автомобиль пролетает за считанные секунды, а затем следует очередное предупреждение «здесь немного потрясет»... Как правило, все мои визиты в Набережные Челны начинались с тестового полигона, и за долгие годы дружбы с этой замечательной командой мне довелось проехать почти со всеми пилотами и из предыдущего, и из нынешнего ее составов. Но достаточно длительный промежуток между моей первой поездкой на «боевом» КамАЗе с Владимиром Чагиньгм до нынешней, с Эдуардом Николаевым, так и не дал мне ответа на вопрос — как можно выдержать в гоночном темпе спецучастки длиной 500-600 км? Во всяком случае, десяток проездов по 14-километровой трассе полигона ясности так и не внесли. Но знаете, что интересно? Меня каждый раз не оставляет желание повторить этот маршрут. Парадокс...
КТО И КУДА
Но полигон на этот раз был лишь прелюдией. А основной темой встречи стало то, что команда «КАМАЗ-мастер» вышла на финишную прямую подготовки к двум главным для нее событиям — участию в ралли-рейдах «Дакар-2016» и Africa Есо Race — 2016. Гонка в Африке стартует 29 декабря, и на нее отправятся два экипажа команды «КАМАЗ-мастер». В составе первого, уже дважды побеждавшего в Africa Есо Race, пилот Антон Шибалов, штурман Роберт Аматыч и механик Алмаз Хисамиев. Во втором экипаже, выступающем на грузовике с газодизельным двигателем, пилот Сергей Куприянов, штурман Александр Куприянов и механик Анатолий Танин. Впервые в истории этой гонки административно-технические проверки пройдут в Монако, после чего участники и техника паромом будут переправлены в Африку, где и стартует гонка. Ее финиш — 10 января в Дакаре, на берегу Розового озера. «Изюминкой африканской гонки являются пески Мавритании, — рассказывает руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин. — Скажу без преувеличения, что это самые сложные для преодоления пески на планете. Сложность создает не высота песчаных дюн, а структура самого песка — он очень мелкозернистый, словно мука. И подобные пески были главной "фишкой" "Дакара" в то время, когда знаменитый марафон проходил на африканском континенте».
Но для команды главным событием сезона будет именно «Дакар», маршрут которого на сей раз пройдет в новой редакции. Теперь из маршрута исключены Чили и Перу, не будет пустыни Атакама (что вызвало недовольство ряда участников, сетующих на недостаток песчаных участков), но зато появилась Боливия с высокогорными спецучастками. Старт первого спецучастка гонки запланирован на 3 января, а финиш — на 16 января. «Интереснейшей частью гонки станет Боливия. Таких протяженных спецучастков на высотах в 3000-4000 метров над уровнем моря на «Дакаре» еще не было, — комментирует Владимир Чагин. — Сложно будет и моторам, и людям. Пилотам придется очень тщательно выбирать режимы движения, чтобы избежать выхода из строя двигателей». На «Дакар» отправятся четыре экипажа команды «КАМАЗ-мастер». Список открывают действующие победители "Дакара": пилот Айрат Мардеев, штурман Айдар Беляев и механик Дмитрий Свистунов. Без изменений и экипаж победителей «Дакара-2014»: пилот Андрей Каргинов, штурман Андрей Мокеев и механик Игорь Леонов. В двух других экипажах изменения коснулись механиков. Так, в экипаже серебряных призеров прошлогоднего «Дакара» Эдуарда Николаева и Евгения Яковлева стартует Владимир Рыбаков, а с пилотом Дмитрием Сотниковым и штурманом Игорем Девяткиным будет выступать Руслан Ахмадеев.
О ЛЕГКИХ ПОБЕДАХ И ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
Часто приходится слышать, что команда «КАМАЗ-мастер» — записной фаворит «Дакаров» и побед в этой гонке добивается без особого труда. Если с первым доводом еще можно согласиться, то последнее утверждение в корне неверно. Легких побед на «Дакарах» не бывает. Особенно в нынешней редакции этого марафона, спецучастки которого все больше напоминают гонки чемпионата мира по классическому ралли, а разница в результатах нередко определяется секундами. А вот пара вопросов, которые часто задают журналисты, и ответы на которые сотрудникам «КАМАЗ-мастер» приходится дополнять длинными пояснениями. Например, сколько стоит «боевой» КамАЗ? Как считать? По номенклатуре использованных узлов и агрегатов? Или опираться на цену, за которую подобный автомобиль может предлагаться клиенту? А куда включить расходы на содержание и развитие технического центра команды? И сколько стоят инновационные разработки? Все, как видите, весьма относительно. Кстати, я поинтересовался у Владимира Чагина, на что в промежутке между двумя «Дакарами» были сделаны акценты в подготовке техники? «Мы не акцентировали внимание на каком-то одном направлении, — ответил Владимир. — Мы постоянно ищем новые решения для улучшения всего автомобиля. Безусловно, активно работаем над подвеской, ищем оптимальные настройки амортизаторов, подбираем жесткость рессор... Конечно же, работаем над характеристиками двигателя. И делаем все это исключительно в рамках технического регламента. Выехать на очередной "Дакар" на не модернизированной машине — это серьезно снизить свои шансы на успех». А второй часто задаваемый вопрос — о том, каков процент деталей отечественных производителей используется в конструкции гоночного грузовика. «Я был бы только рад, если бы наш КамАЗ на сто процентов состоял из отечественных деталей, — улыбается Владимир Чагин. — Но мы выбираем самое лучшее из того, что есть в этой области. Наши соперники тоже не стоят на месте, и с каждым годом борьба на трассах ралли-рейдов становится все более острой». Действительно, в этом сезоне экипажи основных соперников нашей команды использовали любую возможность для проверки своих наработок в условиях реальных гонок. «Такой тщательной и системной подготовки у наших соперников мы никогда не наблюдали», — подтверждает Владимир Чагин. Так что и на этот раз говорить о возможности легкой победы не приходится. Остается пожелать нашей команде удачи в предстоящем сражении.
Источник: http://zventasventana.ru
|