«Ситуация дошла до точки кипения»
Оценивая значение автомобильных грузоперевозок между Россией и Европой, заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул заверил, что транзит через Украину и Польшу будет безопасным и стабильным, но для снижения рисков Россия будет развивать паромные маршруты
На данный момент нет никаких проблем при перемещении грузов между Россией и Украиной, а также при транзите через наши территории. Грузовики свободно перемещаются. Мы рассчитываем, что такой режим обычного обмена автотранспортом сохранится на продолжительное время.
Украинские радикалы начали 11 февраля свои акции. Мы тут же обратились в министерство инфраструктуры Украины с просьбой обеспечить беспрепятственный и безопасный транзит, как предписывает наше межправительственное соглашение об автоперевозках между Россией и Украиной. К сожалению, официального ответа не последовало.
Из средств массовой информации мы узнали позицию киевских властей. Что они не вмешиваются в эти акции, что общественность якобы имеет право на выражение своего протеста, своих эмоций таким экзотическим способом. Радикалы были вооружены. В ряде случаев у них было огнестрельное оружие, у некоторых были камни и прутья. Ситуация начала развиваться как снежный ком, подключалось все больше регионов Украины. Украинские власти не предпринимали никаких законных действий. Никаких дел не было возбуждено. Полиция прибывала на место столкновений, фиксировала, следила за тем, чтобы не было открытого конфликта, но никаких действий по отношению к радикалам не предпринимала.
Видя, что ситуация не разрешается на Украине, наши перевозчики выражали недовольство и были готовы к аналогичным общественным акциям. Мы посчитали неприемлемым развитие украинского сценария на нашей территории и приняли решение действовать правовым путем. Мы уведомили украинских коллег, что в связи с неприятием мер мы вынуждены будем полностью ограничить движение украинского автотранспорта как в транзитном, так и в двустороннем сообщении. Это и было сделано.
После того, как накопилась критическая масса украинского автотранспорта на нашей территории - порядка 600 машин - это возымело определенное действие. Украинские перевозчики поняли, что они теряют рынок, теряют грузовладельцев, теряют контракты. Они начали активные переговоры со своим министерством инфраструктуры. Мы знаем, что даже были акции протеста перед окнами украинского министерства, встречи их министра с президентом ассоциации украинских перевозчиков. Очевидно, они нашли правильные аргументы и украинские власти вышли на контакт с нами, чтобы мы согласовали режим проезда. Сначала это была программа “Еду домой”. Мы отпустили машины, которые находились в движении. С помощью сил национальной полиции Украины были освобождены российские перевозчики. Разъехались те машины, которые были на территории стран.
Буквально вчера закончился второй этап наших переговоров, который завершился обменом письмами, о том, что полностью восстановлено действие транзитных разрешений на украинской территории, и мы в свою очередь сняли все запреты для украинцев.
Может быть, даже есть плюс в том, что ситуация дошла до точки кипения. Украинские власти поняли, что нельзя больше закрывать глаза на бесчинства, поняли, что от этого страдают и украинские перевозчики. Если раньше радикалы требовали «сжечь москалей» и так далее, то в последние дни даже в случае ДТП полиция приезжает, разбирается, составляет протокол. Все по закону происходит, так же как и в любой другой цивилизованной стране. Произошел перелом в сознании официальных властей Украины. Притеснений на национальной почве в последние дни не происходит. Есть заверения, что ситуация и дальше будет находиться под контролем.
Этот кризис затронул исключительно автомобильный транспорт, поскольку он самый доступный для воздействия. Радикалу достаточно сложно остановить поезд. Ни по каким иным видам транспорта - по железной дороге, по морской составляющей - у нас проблем не было. Но авиация у нас по-прежнему находится в замороженном состоянии.
Через Украину в направлении Европы и в саму Украину в 2015 году было совершено 25 тысяч кругорейсов. Это в 6 раз меньше, чем через Польшу. Поэтому нельзя сказать, что Украина - это наше основное связующее звено, но для ряда европейских стран это наиболее удобный короткий путь. Если говорить обо всех перевозках, то украинское направление занимало в 2015 году 5%.
Перевозчики начали получать разрешения для проезда через Польшу. Сегодня они уже могут ехать. В двухмесячный период мы с польскими коллегами будем мониторить ситуацию, смотреть как новые условия законодательства повлияют на перевозки. После этого будет произведен обмен годовой квотой. Мы не считаем, что этот ступор и этот кризис может повториться через 2 месяца.
У нас с польскими коллегами давняя дискуссия относительно доли рынка, которую надлежит занимать польским и российским перевозчикам. У нас была похожая ситуация в 2011 году, когда более благоприятная была политическая конъюнктура. Тем не менее, польские перевозчики требуют, чтобы им отдали не только двусторонние перевозки. Они претендуют на роль перевозчика всей Европы, хотят возить грузы из Италии, Германии, с территории наших основных торговых партнеров, что мы считаем абсолютно неприемлемым. Мы даем им определенную квоту на перевозки грузов иных стран, но все-таки эта доля не должна доминировать над двусторонними перевозками и над возможностями наших перевозчиков. Мы считаем, что наши перевозчики должны сохранять свои позиции, несмотря на спад в грузоперевозках. Эта дискуссия с польскими транспортными властями продолжается много лет. Она не политизирована. Нет никакого оттенка высокой политики. Мы просто договариваемся. Это наша работа. Иногда эти переговоры носят чуть более жесткие формы, иногда более технические. К счастью, в прошлый раз мы договорились на 3 года и они прошли незаметно для перевозчиков. Может быть, нам удастся в этот раз тоже на долгосрочный период договориться.
Помимо Украины и Польши, которые были, есть и будут нашими магистральными путями на Запад, есть возможность использовать напрямую паромы, есть возможность использовать прибалтийские страны - Латвию, Литву - и находящиеся там порты для перемещения грузов. Это тоже выгодно и удобно. Мы пользовались этими маршрутами и дальше будем пользоваться.
Паромы не могут взять на себя весь объем, который раньше шел по суше через Украину и, конечно, большая часть грузов ожидала, когда откроется сухопутный маршрут. Но теперь паромы запущены. Буквально вчера ушел очередной паром из Калининграда. Мы считаем, что паромы надо и дальше развивать, чтобы обеспечивать нашу безопасность и стабильность при перевозке в Европу. Чтобы у нас всегда был надежный канал, который не завит ни от кого, ни от властей Польши, Украины.
Мы фиксировали факты роста стоимости фрахта - порядка 20%. Но это будет до тех пор, пока паромов недостаточно. Более массовая перевозка станет дешевле.
Источник: http://zventasventana.ru
|